Один из самых замечательных VW Golf начинался как провал продаж.

Ни одна другая версия Volkswagen Golf не является более ярким олицетворением стиля и оттенков 1990-х годов, чем Harlequin, автомобиль с такой же дикой историей, как и его четырехцветная окраска. Упорные поклонники VW и любители ретро-автомобилей знакомы с «Арлекином», но только недавно этот чудаковатый хэтчбек получил новую оценку.

Идея создания разноцветного автомобиля возникла у Volkswagen в печатной рекламе 1964 года. Реклама демонстрировала взаимозаменяемость деталей марки из года в год, представленную на примере Beetle с несовпадающими кузовными панелями и крыльями. Эта идея была воплощена в серийном автомобиле в виде хэтчбека Mk3 Polo Harlequin 1995 года выпуска, выпускавшегося только в Европе, который имел разноцветные кузовные панели, окрашенные в красный, синий, желтый, фисташковый и зеленый цвета. Предназначенная для небольшой партии из 20 автомобилей, потребители с энтузиазмом восприняли причудливый дизайн. В конечном итоге VW выпустил более 3 000 Polo Harlequin.

Версия Golf была встречена с первоначальным восторгом, когда она появилась на автошоу в 1995 году, поэтому VW North America произвел 264 единицы на своем заводе в Пуэбле, Мексика. Окрашенные в те же цвета, что и Polo Harlequin, автомобили, которым суждено было стать Golf Harlequin, были однотонными, когда сошли с конвейера. Затем VW North America изменил цвет панелей в соответствии с рекомендациями, разработанными европейской штаб-квартирой марки. Каждая решетка радиатора совпадает с передними крыльями, передние двери совпадают, а задние двери совпадают. Оригинальный цвет кузова можно определить по панелям задних четвертей, крыше и рокерным панелям. Внутри тканевые сиденья имеют четыре цвета экстерьера в узоре ткани.

Однако, когда в том же году серийная версия появилась в США, Канаде и Мексике, забавный хэтчбек не был принят так же, как его субкомпактный собрат. Гольфы задерживались на дилерских площадках — покупатели не хотели, чтобы их видели за рулем автомобиля, похожего на клоуна.

Цена начиналась от $13 775, что на $150 дороже стандартного Golf GL, который сегодня сопоставим с ценой около $27 600. Golf традиционно олицетворял собой неопределенность класса, но цветовая схема «Арлекина» превратила анонимный пригородный автомобиль в смелое заявление о стиле.

Хайме Орр — кастомайзер Volkswagen, коллекционер и владелец Golf, показанного здесь. Его энтузиазм по отношению к этим автомобилям, выпущенным ограниченным тиражом, очень глубок; он владеет тремя автомобилями и даже приспособил современный внедорожник Atlas, придав ему похожую жизнерадостную схему окраски. Несмотря на свою увлеченность, Орр признает, что для большинства людей этот дизайн был бы слишком сложным для покупки в качестве повседневной машины. «Это большое обязательство — постоянно демонстрировать такой [дизайн] на себе», — говорит Орр. Появление в четырехцветном автомобиле не всегда уместно».

Так, Golf Harlequin оказался слишком экстравагантным для американских вкусов. Дилеры VW прибегали к замене своих «Арлекинов» на однотонные цветовые схемы, чтобы распродать запасы, поскольку многоцветные модели становилось все труднее разгружать по мере того, как их новизна иссякала. Несмотря на то, что некоторые владельцы дорожили своими автомобилями и передавали их другим энтузиастам VW, большинство Golf Harlequin исчезли. По имеющимся данным, сохранилось всего около 100 экземпляров, что делает их одними из самых редких Golf, когда-либо выпускавшихся.

Что касается вождения? Третье поколение Golf можно с полным основанием назвать первой современной версией доступного хэтчбека марки. VW отошел от коробчатого стиля кузова, разработанного Джуджаро, и выбрал более аэродинамичный дизайн экстерьера. Динамика движения стала более утонченной, чем у модели второго поколения, а эргономика салона заметно улучшилась. В переднем ряду есть даже два подстаканника.

Golf Harlequin основан на модели начального уровня GL, поэтому он оснащен 2,0-литровым четырехцилиндровым двигателем с впрыском топлива мощностью 115 л.с. и 122 фунт-фут крутящего момента. В стандартную комплектацию входила пятиступенчатая механическая коробка передач с повышающей передачей, но можно было заказать и четырехступенчатый автомат. Автомобиль Орра оснащен первой, что помогает максимально использовать мощность двигателя.

Harlequin удивительно удобен для жизни по современным стандартам. Это не хот-хэтч, но двигатель достаточно мощный, чтобы уехать со светофора. Простой, тонкий руль кажется чужеродным в мире толстых румпелей с тоннами кнопок. Orr’s Harlequin не требует от водителя многого: рулевое управление легкое, тормоза работают отлично, а двигатель с четырьмя цилиндрами набирает обороты с удовольствием. Пятиступенчатая коробка передач делает повседневную езду увлекательной благодаря хорошо подобранным передачам для езды по городу. По сравнению с современными механическими коробками передач, сцепление включается в самом конце хода педали, но Golf все равно доставляет удовольствие от вождения.

Любопытные зрители не могли налюбоваться на красочный компактный автомобиль, когда мы проезжали по улицам Поттстауна, штат Пенсильвания. Люди, похоже, понимали, что такое «Арлекин», и хотели знать, настоящий ли этот автомобиль. Один взволнованный прохожий даже спросил, может ли он его купить, но Орр не готов расстаться с этой классикой. Легко оценить его привлекательность; Golf Harlequin обладает магнетизмом суперкара без компромиссов и дорогостоящего обслуживания.

Несмотря на коммерческий провал, «Арлекин» стал символом оптимизма и жизнерадостности. Орр считает, что он переживает возрождение в результате бума ностальгии по 90-м годам. «Пару лет назад color blocking стал большой вещью в моде, — говорит он. Такие популярные бренды, как Nike и Adidas, стали использовать в своей одежде панели ярких цветов, что является возвращением к неоновым нарядам, которые было популярно носить три десятилетия назад».

В автомобильном сообществе популярность ретро-шоу возродила интерес к необычной классике тех времен, когда современные технологии были лишь концептуальными. Сейчас не так много «Арлекинов» переходит из рук в руки, но те, что есть, стоят внушительных сумм. В 2021 году хорошо сохранившийся Harlequin был продан за 25 000 долларов на Bring A Trailer. Годом позже экземпляр с двигателем VR6 был продан на Cars and Bids примерно за ту же цену. Хорошо сохранившаяся классика, как у Орра, служит подтверждением того, что творчество VW в 1990-х годах не было полностью списано. На самом деле, их первоначальная непривлекательность только способствовала их особой ауре сегодня.

MotorTrend Рекомендуемые статьи

Летающие под радаром: Самые крутые спальные автомобили 1990-х годов

Элеонора Сегура

Худшие автомобили 1990-х годов

Аарон Голд

Эволюция Volkswagen Golf с 1974 года до наших дней в фотографиях

Ник Екикян|

Самые уродливые автомобили 1990-х годов

Аарон Голд

Самые странные, самые странные автомобили в истории

Аарон Голд|

Худшие автомобили 1980-х годов, часть 1

Аарон Голд

Источник