Удар по репутации Mercedes из чистого золота.
Сегодня многие американские водители всегда знали Lexus как авторитетного игрока. Но когда Lexus представил свой первый автомобиль, LS, на автошоу в Детройте в январе 1989 года, Америке было чему поучиться у начинающего люксового бренда Toyota, который решил отвлечь богатых покупателей автомобилей от очевидных BMW или Mercedes.
Идея Toyota? Создать автомобили, такие же роскошные и приятные, как у немцев, но при этом обеспечивающие то, чего не было у этих автомобилей: надежность пригородного автомобиля. Эта идея привела к созданию седана LS400 1990 года, который был запущен вместе с бизнес-планом по снижению цен на автомобили традиционных брендов и предоставлению клиентам очень внимательного отношения со стороны дилеров. Это сработало. Автомобили и впоследствии внедорожники оправдали ожидания, а бесплатные завтраки и комнаты ожидания, похожие на гостиные, стали эталонами для дилеров. К началу нового тысячелетия Lexus удалось построить себе стул и придвинуть его к столу больших парней.
Мы не можем вернуться в прошлое и наесться бесплатных круассанов, но мы можем изучить значение запуска Lexus, сев за руль оригинального LS в штаб-квартире Toyota в Плано, штат Техас. Toyota приобрела этот кремовый седан через дарение в 2006 году с пробегом всего 16 766 миль на одометре, и с тех пор на нем проехало менее 1 000 миль. Если вы не найдете такой автомобиль с пластиковой пленкой на сиденьях, то это самое близкое подобие абсолютно нового LS400 первого года выпуска.
Несмотря на то, что он произвел фурор, в LS400 мало что можно назвать революционным, даже для того времени. Его стиль чист, хотя и неузнаваем как Lexus на фоне решеток радиаторов современных автомобилей марки.
Интерьер столь же суров, а среди его наиболее декадентских особенностей — электрорегулировка высоты крепления ремней безопасности и все еще острые электролюминесцентные «плавающие» датчики. Такие особенности, как крошечная тень над зеркалом заднего вида, которая откидывается вниз и может быть наклонена, чтобы заблокировать последний кусочек солнца, не уловленный основными солнцезащитными козырьками, очаровательно аналоговы, как и ряд крошечных, но четко обозначенных ручек эквалайзера на центральной стойке. Их настройки всегда видны — нет экранных меню, в которых нужно копаться, а регулировка осуществляется простым поворотом.
Мы выезжаем из штаб-квартиры Toyota на широкие бульвары Плано, отмечая, как ловко LS400, кажется, просто поглощает все внешние шумы. Внутри автомобиля все работает, а стереосистема даже звучит достойно. Двигатель V-8 никогда не повышает голос. При мощности в 250 л.с. он не может и не хочет разгонять LS, а четырехступенчатая автоматическая коробка передач предпочитает стартовать со второй передачи и разгонять величественную четырехдверку до скоростей шоссе. Переключатель «ECT», расположенный рядом с рычагом переключения передач, имеет настройки «PWR» и «NORM», и мы не обнаружили никакой разницы при выборе любой из них, хотя переключатель предлагает ощутимую связь с современными автомобилями, помешанными на драйве.
Поездка спокойная, с легким покачиванием носа и хвоста при остановке или проскальзывании через препятствие на скорости. Для того чтобы вызвать ответную реакцию, требуются большие, чем ожидалось, усилия на руле; рулевое управление медленное, а 15-дюймовым шинам с высокими боковыми стенками требуется не один и не два такта, чтобы перевести блокировку в поведение в повороте.
Короче говоря, LS400 ведет себя как S-Class лучшего периода. Но подумайте вот о чем: В 1989 году Lexus стоил чуть более чем в два раза дешевле своего немецкого собрата. Должно быть, для покупателей, проводивших тест-драйв обоих автомобилей, было совершенно ошеломляющим, что Lexus может обеспечить то же присутствие короля дороги, то же ощущение чрезмерной продуманности, и все это за такие небольшие деньги.
Конечно, необходимо оценить перспективу. LS400 застал S-Класс поколения W126 в конце долгого жизненного цикла, который охватывал все 1980-е годы, а затем и некоторые другие, с 1979 по 1991 год. Формальная хромированная решетка радиатора, орнамент на капоте и узкий кузов этого Benz кажутся, по крайней мере, поколением, удаленным от более современной интерпретации темы роскошного седана LS400.
Подождите, вы думали, что Lexus тоже скопировал стиль Benz? Это распространенное заблуждение не подтверждается хронологией событий. Mercedes, который, по мнению людей, Lexus скопировал, S-Class поколения W140, появился через два года после появления LS400. В философском плане эти два автомобиля также не могли быть более разными.
Немецкие автомобили представляли собой инженерный ажиотаж, применяя слишком сложные решения для простых проблем. Более старый W126 имел пневматические дверные замки (выбранные за то, что они были тише, чем электрические соленоиды) и сосудистую гидравлическую подвеску для качества езды и контроля высоты, а W140 удвоил и лишь немного модернизировал те же идеи, добавив двери с электроприводом плавного закрывания и новую систему адаптивных амортизаторов с соленоидным управлением, которая присоединилась к гидравлике для еще более тонкого контроля езды.
Если Штутгарт наделил своих инженеров S-класса указаниями внедрять инновации любой ценой, то Toyota пропустила по крайней мере часть разработок Lexus через призму разума и экономической эффективности. И вот здесь-то и проявляется настоящий ум. Benz напичкал свои лимузины великолепными сложными виджетами, чтобы обеспечить роскошную езду, но LS400 соответствует этому опыту, используя базовые детали, такие как спиральные пружины и обычные амортизаторы, которые наверняка прослужат десятки тысяч, если не сотни тысяч миль при гораздо более простом обслуживании.
Мы также нечаянно приоткрыли капот мифа о надежности Lexus. После неопределенного времени, проведенного на складе в Техасе, указатель температуры ни разу не дрогнул, пока автомобиль послушно передвигался по Далласу/Форт-Уэрту и простаивал на холостом ходу в 85-градусный день. (Это не было испытанием на выносливость — аккумулятор был разряжен, поэтому мы заставляли двигатель крутить генератор, чтобы машина не завелась).
Таким образом, LS400 перевернул ожидания покупателей роскоши. Здесь была высококлассная изоляционная камера, настолько надежная, что Lexus пришлось предлагать еду и баловство, чтобы заманить клиентов в сервисные залы дилеров. Вспомните, как бурно развивалась информационная экономика в 90-е годы. Внимание распределялось все тоньше. У руководителей не было времени на проседающие гидравлические подвески или чихающую электронику. Круглосуточная коммуникация, проникающая в каждый уголок каждого дня, оставляла мало времени для того, чтобы хромать на перегревающемся Jaguar до сервисного центра.
Как и всем остальным, шумным богачам нужна была Toyota Camry. Им нужно было что-то, что можно было бы бесстыдно припарковать рядом с BMW, Benzes и тому подобными машинами. Оригинальный LS400 был и тем, и другим. Сегодня, когда от любого нового автомобиля ожидают, что он будет постоянно работать, достижения LS были приглушены. Но без экранов и пищащих датчиков — и да, мы отключили телефон — спокойная, комфортная поездка в LS кажется декадентски отстраненной. Даже снисходительным. Спустя столько лет Lexus все еще возвращает время.