Да, он стоит около полумиллиона долларов. Но Prodrive P25 — это то, что может сравниться с автомобилем, выигравшим чемпионат мира по ралли.
41 фото
Похожие видео
Чуть более 30 лет назад я стоял на испытательном полигоне Subaru в Японии и размышлял о своей первой поездке на совершенно новом компактном автомобиле Impreza. Разработанная для замены модели Leone, Impreza была типично причудливым маленьким автомобилем от самого индивидуалистичного японского автопроизводителя. Ее двигатель с плоской четверкой был расположен перед передней осью, что позволяло использовать как передний, так и полный привод при низкой стоимости.
Кузова включали двух- и четырехдверные седаны, а также характерный пятидверный универсал. Двигатели для автомобилей, представленных на австралийском рынке, были 1,6- и 1,8-литровыми, с естественным всасыванием, мощностью 96 л.с. и 108 л.с. соответственно. Стандартной трансмиссией была пятиступенчатая механическая, а в качестве опции предлагался четырехступенчатый автомат.
Значительно улучшенная по сравнению с Leone, Impreza была достойным, доступным компактным автомобилем, чей полный привод выделял ее среди конкурентов Toyota, Nissan и Honda. Но, как я заключил, это был не тот автомобиль, который заставит энтузиастов биться в такт. Как раз в это время пиарщик Subaru объявил: «У нас есть для вас небольшой сюрприз». И взору предстал голубой, мягко бурлящий автомобиль с золотыми колесами, сверкающими в лучах водянистого солнца. Impreza WRX.
Достаточно было просто быстро проехаться: Это был Subaru, на котором было интересно ездить; 240-сильный Subaru, на котором хотелось мчаться по гравийной дороге, проскальзывая через повороты и выплевывая камни из-под всех четырех колес; Subaru для энтузиастов. Subaru добилась скромных успехов в ралли с маленьким крепким Leone. Но Impreza WRX стала первой серийной моделью, которая пыталась открыто связать дорожные автомобили Subaru с раллийными гонками — название WRX, по словам представителей компании, означало World Rally eXperimental.
И вот, спустя три чемпионата мира среди гонщиков, три чемпионата мира среди производителей и 46 побед в соревнованиях World Rally Championship, мне предстояло сесть за руль самого знакового из пяти поколений WRX, появившихся на дорогах с 1992 года, — Impreza 22B STi 1998 года.
41 фото
Prodrive P25 — это, несомненно, Subaru для энтузиастов. Он по-прежнему оснащен «четверкой», установленной перед передней осью, но ее мощность составляет 440 л.с. Полноприводная схема знакома, но теперь ею управляет сложный, настроенный для раллийных гонок межосевой дифференциал. Он выглядит как 22B, но почти все панели выполнены из углеродного волокна. Да и стоит он около полумиллиона долларов.
Это куча бенджаминов. Но Prodrive P25 — это не обычная Subaru. На самом деле, технически это вообще не Subaru. Разгадка кроется в названии: Prodrive — это британская автоспортивная компания, которая в 1990-х и начале 2000-х годов руководила командой Subaru по мировому ралли, разрабатывая и создавая Imprezas, на которых ездили такие звезды ралли, как Колин МакРей, Ричард Бернс и Петтер Солберг.
P25? Это отсылка к тому, что культовый автомобиль 22B, которых было построено 400 штук, был выпущен Subaru 25 лет назад в качестве омологационной основы для раллийного автомобиля Impreza WRC97, разработанного Prodrive.
Prodrive и Subaru прекратили свое 18-летнее сотрудничество, когда японский автопроизводитель ушел из чемпионата мира по ралли в конце 2008 года. Но Prodrive по-прежнему знает о создании совершенной Impreza больше, чем кто-либо другой на планете. Что и демонстрирует модель P25.
41 фото
В основе P25 лежит легкий кузов Impreza WRX STi, но 75% внешних панелей изготовлены из углеродного волокна. Под ним находится регулируемая подвеска с улучшенной геометрией, облегченными тягами и амортизаторами Bilstein. Массивные дисковые тормоза AP Racing расположены за 19-дюймовыми коваными легкосплавными дисками Prodrive, обутыми в шины Bridgestone Potenza Sport размерностью 235/35 спереди и сзади.
Огромное заднее крыло — это не просто показуха: Директор по исследованиям и разработкам Prodrive Дэйв Лэпворт, создавший раллийные Impreza под управлением МакРея, Бернса и Солберга, утверждает, что на скорости 100 миль в час оно создает около 270 фунтов прижимной силы.
2,5-литровая «четверка» с турбонаддувом основана на двигателе EJ25, используемом в STi 2018 года, но собирается Prodrive вручную и имеет целый ряд модернизаций для соревнований, таких как кованые поршни и стальные шатуны, специальные распределительные валы, портированные головки цилиндров, новый турбокомпрессор, новые впускной и выпускной коллекторы, а также картер с перегородками. Среди других усовершенствований — доработанная топливная система, электроника Bosch, разработанная для автоспорта, мощный пакет охлаждения и выхлопная система Akrapovic с активным перепускным клапаном глушителя.
41 фото
Двигатель развивает 440 л.с. при 6000 об/мин и 457 фунт-фут крутящего момента уже при 3000 об/мин. Привод на все четыре колеса осуществляется через шестиступенчатую секвентальную автоматизированную механическую трансмиссию Prodrive и активный межосевой дифференциал с электронным управлением. Доступны три различных режима движения: Road — более мягкий и снижающий доступную мощность; Sport — более резкий и включающий все 440 лошадиных сил под капотом; и Sport Plus — включающий антипробуксовочную систему и функцию контроля старта в раллийном стиле.
Идея создания P25 заключалась в том, чтобы создать автомобиль, который обеспечивал бы уровень производительности WRC и в то же время был бы пригоден для езды по дорогам, говорит Дэвид Хиггинс, который выиграл шесть чемпионатов Rally America и два чемпионата American Rally Association, выступая за команду Subaru Rally Team USA. Пришло время узнать, насколько близко команда Prodrive подошла к цели.
Плоская «четверка» заводится и переходит на быстрый, трещащий холостой ход, который совсем не похож на пульсирующий басовитый ритм обычного WRX STi. Здесь есть педаль сцепления, но нет переключателя передач, только массивный одинарный фиксированный лепесток на правой стороне рулевого колеса, который вы тянете, чтобы переключиться вверх, и толкаете, чтобы переключиться вниз, работая с кинематикой автомобиля. Эта система — прямо из автомобиля WRC: Она спроектирована таким образом, чтобы ее можно было легко найти, когда на гравийном участке у вас на руках окажется охапка противоположных стопоров и вам нужно будет переключиться на другую передачу.
Нога на сцеплении, дергаем переключатель. Первая передача. Сцепление с проволокой не ощущается. Нет точки схватывания, и единственный способ понять, что оно включилось, — это когда P25 начинает ползти вперед, а программное обеспечение двигателя слегка повышает обороты, чтобы вы не заглохли. Хорошая новость заключается в том, что с этого момента педаль сцепления необходимо нажимать только при остановке автомобиля.
41 фото
Выезжаю на крутой, извилистый и ухабистый асфальт, левая нога нависает над педалью тормоза. Я пробую пару раз с силой выжать педаль, чтобы проверить ощущения, поскольку меня предупреждали, что педаль требует решительного толчка для пробуждения больших стопперов AP Racing. Педаль упругая и жесткая, как на гоночных автомобилях GT3, которые я водил, но точно реагирует на нажатие. Хорошо. Именно так и должны ощущаться тормоза на соревнованиях. Единственное замечание: хотелось бы, чтобы педаль была больше и левее, а педаль сцепления — меньше, как на многих гоночных автомобилях GT3.
«Когда ты открываешь его, он действительно оживает», — сказал Марк Хиггинс, старший брат Дэвида, трехкратного чемпиона Великобритании по ралли (ралли явно в крови Хиггинсов) и человека, который на модифицированной Impreza в версии WRC промчался по сложнейшей 37,7-мильной трассе Isle of Man TT со средней скоростью почти 129 миль в час, еще до того, как я сел за руль P25. И когда показания тахометра на цифровой приборной панели переваливают за отметку 3000 об/мин, именно так и происходит. Особенно в режиме Sport.
При медленном движении P25 кажется тугим и резким, все резкие вертикальные движения подвески и механические шумы трансмиссии напоминают ворчание гоночного автомобиля на пит-лейн. Но, как и в гоночном автомобиле, чем интенсивнее вы управляете P25, тем плавнее он становится.
Темп рождает ритм, и ворчание переходит в разговор: «Ну-ка, давай чуть глубже затормозим. Стань агрессивнее в повороте. Задняя часть начнет вращаться, но ты сможешь поймать ее силой. Чувствуете? Теперь коротко переключись и используй весь этот крутящий момент через быстрый правый-левый поворот. Да, отлично». Prodrive P25 побуждает вас к активным действиям и вознаграждает за быстрые и решительные действия рулем и педалями.
41 фото
Конечно, измененная геометрия подвески, модернизированные пружины, амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости играют свою роль, но секретным соусом в P25 является электронноуправляемый межосевой дифференциал. Номинальное распределение крутящего момента между передними и задними колесами составляет 50/50, но муфты в диффе помогают мгновенно регулировать интенсивность распределения крутящего момента.
«Центральный дифференциал значительно улучшает устойчивость при резком торможении в повороте», — говорит директор по исследованиям и разработкам Дэйв Лэпворт. Но это еще не все. Несмотря на то, что P25 визуально напоминает более раннюю эпоху WRC, дифф позволяет базовой настройке шасси автомобиля более точно соответствовать современным машинам WRC. «Вся стратегия диффа основана на нашем раллийном опыте», — говорит Лапуорт.
Проще говоря, P25 изначально настроен на поведение переднеприводного автомобиля на входе в поворот, агрессивно реагируя на начальный поворот. Однако после начала поворота несколько более мягкая настройка задней подвески создает легкую избыточную поворачиваемость. Центральный дифф позволяет максимально использовать перенос веса на внешнее заднее колесо и поперечное сцепление с дорогой, обеспечиваемое задним дифференциалом ограниченного проскальзывания, при выходе P25 из поворота.
Благодаря мощной кривой крутящего момента вам не придется преодолевать тонкую грань между использованием пиковых оборотов и превращением цифрового дисплея приборов в красную сверхновую звезду на весь экран при прохождении ограничителя оборотов на 6500 об/мин. Как и все автомобили WRC, P25 — это монстр крутящего момента; вы можете использовать его для выхода из поворотов. Но самое главное — он легкий, его вес составляет менее 2500 кг. «Его мощность составляет всего 440 л.с., но малая масса является решающим фактором», — говорит Марк Хиггинс. «Именно это придает автомобилю остроту ощущений».
41 фото
Насколько остро? Парни из Prodrive планировали, что разгон от 0 до 60 миль/ч с использованием системы launch control составит 3,5 секунды, и были приятно удивлены, когда на ранних испытаниях P25 показал результат всего в 2,8 секунды. По словам Хиггинса, несмотря на ограничение скорости до 150 миль/ч, P25 оказался быстрее Porsche 911 GT3 RS на узких и неровных асфальтовых трассах бывшего полигона GM в Миллбруке (Англия).
Prodrive P25 действительно соответствует заявленным характеристикам дорожного автомобиля, но при этом имеет характеристики автомобиля WRC. Но, как и все подобные машины, ориентированные на трек — например, 911 GT3 RS или McLaren Senna, — при покупке дорожной части предложения необходимо сделать некоторые поблажки. Вы можете ездить на P25 по дорогам. Но захотите ли вы это делать?
По правде говоря, ездить по дорогам на P25 было бы несколько утомительно, но для выезда на местный трек-день или для пробежки перед завтраком по любимой трассе P25 вполне подойдет. И в течение этих радостных нескольких часов этот великолепный автомобиль Subaru даст вам возможность почувствовать, что испытывали Колин МакРей, Ричард Бернс и Петтер Солберг, когда штурмовали специальный этап на своих «Импрезах» WRC.
НовостиОбзорыСправочник покупателяОбзорMotorTrend+Будущее
MotorTrend Рекомендуемые статьи
Цены на Subaru WRX 2023 года повышаются повсеместно
Эндрю Бекфорд
Subaru катается на бобслее на WRX STI. Вроде того. (w/Video)
Angus MacKenzie|
6 способов ускорить прохождение круга Subaru WRX STI на Isle of Man TT
Бенсон Конг
На фотографиях: За кулисами легендарного гоночного магазина Prodrive
Коннер Голден|
Вождение специальной Subaru Impreza 22B STI на зажигании
Джейсон Уди|
Трэвис Пастрана называет «Gymkhana 2022» «самым диким фильмом, в котором я снимался на четырех колесах»
Моника Гондерман|
Источник