Тест-драйв

Theon Design Porsche 911 — рестомод 911

Построенный вручную, единственный в своем роде, 911 с воздушным охлаждением для богатых энтузиастов Porsche, у которых нет всего. И все же.

Porsche 911 серии 964 есть за что поблагодарить Роба Дикинсона. Бывший автор-исполнитель британской альт-рок группы Catherine Wheel и двоюродный брат фронтмена Iron Maiden Брюса Дикинсона превратил свою страсть к Порше с воздушным охлаждением в бизнес в 2009 году, основав компанию Singer Vehicle Design. С тех пор прекрасно переделанные 964-е автомобили Зингера восстановили репутацию того, что когда-то считалось одним из наименее привлекательных спортивных автомобилей Porsche 911.

Выпущенный в 1989 году, 964 был продуктом Porsche, переживающего кризис. Продажи Porsche в США упали на 23 процента в 1987 году и еще на 32 процента в 1988 году, а производство сократилось с почти 53 000 автомобилей в год до чуть менее 26 000. Производство модели 944, которая когда-то была краеугольным камнем денежного потока Porsche, составило менее трети от пика 1985 года, а 14-летняя модель 928 столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны BMW 850i и нового тогда R129 Mercedes-Benz SL. И хотя Porsche утверждал, что 85% 964-й модели были полностью новыми, внешне она мало чем отличалась от предыдущей модели.

Новая подвеска, усилитель руля, антиблокировочная система тормозов, сильно переработанный двигатель, новая автоматическая коробка передач и полный привод — 964 изначально был доступен только в комплектации Carrera 4 — впихнули на место старого 911-го, и получился автомобиль, изобилующий недовольными компромиссами. 964, его классический силуэт, дополненный вопиюще выпуклыми бамперами, был, по мнению бывшего босса Aston Martin Ульриха Беза (которого Porsche наняла на должность главы отдела исследований и разработок в октябре 1988 года и который впоследствии руководил разработкой 993), худшим 911-м из всех.

С появлением 993-й модели мир приветствовал 911-й, который лучше управлялся и, благодаря тщательному вниманию голландского дизайнера Харма Лагаэя к деталям, лучше выглядел. Таким образом, акции 964-го начали стремительно сокращаться. К тому времени, когда Дикинсон основал компанию Singer, 964-е были одними из самых доступных на рынке 911-х старой школы с воздушным охлаждением. Это, в сочетании с тем, что хорошие экземпляры все еще можно было найти в относительно большом количестве, сделало их идеальными автомобилями-донорами для работы Singer.

Что такое Theon?

Эти же основы лежат в основе бизнес-модели компании Theon Design, которая, как и Singer, специализируется на восстановлении 964-х автомобилей в соответствии со спецификациями богатых энтузиастов, которые хотят получить автомобиль, сочетающий в себе внешний вид, ощущения и шум двигателя классического Porsche 911 с воздушным охлаждением с современными инженерными решениями и роскошными материалами. BEL001 от Theon Design, 964, переделанный на заказ для бельгийского клиента, является тому примером.

Компания Theon Design, расположенная в Оксфордшире, в самом сердце «Долины автоспорта» Великобритании, была основана в 2016 году автомобильным дизайнером Адамом Хоули, чье резюме включает работу в Jaguar Land Rover, Lotus и BMW, и специалистом по маркетингу и развитию бизнеса Люсиндой Арджи. С тех пор компания построила менее 20 автомобилей, не в последнюю очередь потому, что на создание каждого из 964-х автомобилей ручной сборки уходит около 6 000 человеко-часов. Автомобили могут быть заказаны со стальным или углепластиковым кузовом. Как ни странно, автомобили со стальным кузовом стоят дороже — для изготовления такого кузова требуется 14 недель ручного труда против двух недель для карбонового автомобиля, поскольку все стальные панели формируются вручную.

В листе ожидания компании Theon Design четыре американских клиента. И это довольно долгое ожидание: Закажите автомобиль сейчас, и пройдет 15 месяцев, прежде чем начнется работа, и, вероятно, еще 18 месяцев, прежде чем она будет завершена. Кроме того, цены начинаются от $462 000 за Carrera 2 Coupe и $492 000 за Carrera 2 Targa. И это без учета доставки и налогов. Или стоимость автомобиля-донора. «Большинство наших клиентов проявляют огромный интерес к Porsche», — говорит Хоули. Очевидно.

Знакомьтесь, BEL001

BEL001, построенный в соответствии со строгими техническими требованиями своего владельца, обошелся примерно в 600 000 долларов. Его прекрасная зеленая окраска, основанная на цвете, использовавшемся на 356-й модели в 1950-х годах, скрывает смесь восстановленных с помощью цифровых технологий углепластиковых и стальных панелей. Хоули говорит, что дизайн сочетает в себе длинный капот ранних 911-х с более широкими арками более поздних ST или G-Series/964: «Это идеально пропорциональная форма 911, которая одновременно деликатна и целеустремленна».

Детализация великолепна. Фары выглядят по-старому, но за стеклом скрываются современные технологии. То же самое с классическими наружными зеркалами-пулями в стиле 60-х годов, которые регулируются с помощью электропривода из кабины. Кстати, об электрике: то, что вы не видите, — это совершенно новая проводка аэро-класса, которая на 44 фунта легче, чем оригинальная проводка 964.

Как и в случае со всеми автомобилями Theon Design, проект начался с того, что Хоули задал два вопроса: Где будет ездить автомобиль? И как она будет управляться?

«Для BEL001 заказчик хотел получить очень удобный, модернизированный 911-й с воздушным охлаждением», — говорит он. «Такой, который сочетал бы в себе классическую динамику вождения Porsche с реальными возможностями гранд-тура». Это означало, что созданный Теоном Porsche 911 имеет комфортабельный, роскошно отделанный салон и подвеску, способную справиться с различными дорожными условиями.

Красиво отделанный мягкой кожей цвета загара поверх черной, BEL001 оснащен тем, что Хоули называет туристическими передними сиденьями, основанными на каркасах и механизмах Porsche Recaro. Однако они модифицированы с помощью обновленных и изготовленных на заказ пеноматериалов для повышения комфорта и поддержки. Классическая приборная панель 911 оснащена датчиками с цифрами, выделенными зеленым цветом, а между передними сиденьями расположена центральная консоль, обтянутая кожей из углеродного волокна. Классическое трехспицевое рулевое колесо изготовлено итальянской компанией Nardi и украшено индивидуальной строчкой в тон сиденьям.

Приятное оборудование

За классическим стилем скрываются современные удобства. Магнитное беспроводное зарядное устройство, установленное за приборной панелью, позволяет смартфону управлять аудиосистемой и обеспечивать спутниковую навигацию. Тактильные ощущения от управления отопителем с помощью тросика напоминают те, что были на Porsche 911 1970-х годов, но они управляют высокоэффективной электрической системой отопления и кондиционирования.

Подвеска сохранила оригинальную компоновку передней и задней частей 964, но регулируемые адаптивные амортизаторы от голландского специалиста TracTive Suspension позволяют вручную выбирать пять скоростей амортизаторов с помощью поворотного регулятора на центральной консоли. При желании Theon Design установит карбон-керамические тормоза RS-спецификации, но поскольку BEL001 предназначен для быстрой езды по дорогам, на нем установлены стальные роторы с поперечными сверлениями.

Золотистые 17-дюймовые кованые алюминиевые диски Fiske напоминают классический дизайн «ветряной мельницы» Fuchs, использовавшийся на 911-х в 1960-х и 70-х годах, но шины Michelin Pilot Sport размерностью 225/45 спереди и 275/40 сзади означают, что общий диаметр качения такой же, как и у 16-дюймовых дисков 964-го, а разница между передним и задним пятнами контакта пропорционально схожа. «Мы не пытались изобрести 964», — говорит Хоули.

Все это звучит так, как будто вы ожидаете от рестомода 911 за большие деньги. Но у BEL001 есть жало в хвосте. В буквальном смысле.

Задний гром

Porsche, возможно, прославил турбокомпрессор, но под вентилируемой крышкой двигателя BEL001 скрывается 3,6-литровая плоская шестерка с воздушным охлаждением и центробежным нагнетателем Rotrex. Нагнетатель установлен там же, где и блок кондиционера на 964-х, с использованием тех же точек крепления, хотя они были значительно усилены, чтобы исключить смещение или изгиб. Два охладителя наддува, установленные на противоположной стороне двигателя, работают в тандеме с системой впрыска водометанола, которая обеспечивает дополнительный источник охлаждения и одновременно повышает октановое число топлива.

«Мы выбрали охладители наддува, поскольку они устраняют необходимость в интеркулере, который было бы сложно разместить в компактном моторном отсеке 964», — объясняет Хоули. «Такая установка также означает, что мы можем избежать добавления отверстий для забора воздуха в кузове».

Двигатель, восстановленный с независимыми дроссельными заслонками, проточными и портированными головками, облегченной нижней частью, бочками и поршнями Mahle класса motorsport, шатунами Carillo и распредвалами с индивидуальным профилем, выдает 400 л.с. и 367 фунт-фут крутящего момента. Это не огромные цифры по сегодняшним стандартам, возможно — новый 911 Carrera S выдает 443 л.с. и 390 фунт-фут с менее чем 3,0 литра. Но 2 789-фунтовый BEL001 более чем на 500 фунтов легче современного Carrera S, что дает ему на 12% лучшее соотношение веса и мощности.

Доказательство — в управлении

Вы почувствуете тягу, как только выедете на дорогу на BEL001. Впервые я испытал Porsche 911, 3,0-литровый Carrera, в 1986 году и впоследствии наездил много километров на 964-х и 993-х, так что грохот воздушного охлаждения BEL001 навевает много приятных воспоминаний. Как и его компактные размеры, особенно по сравнению с сегодняшним 911-м, ширина которого составляет более 6,5 футов, от зеркала до зеркала. Но BEL001 — это не то, какими были 911-е. Он лучше. Намного, намного лучше.

Нагнетатель добавляет неожиданный диапазон в репертуар культовой плоской шестерки. С момента нажатия на педаль газа двигатель 911 с естественным или турбонаддувом получает больше отклика, чем двигатель с естественным всасыванием или турбонаддувом. Уже с 1 000 об/мин двигатель сильно тянет, так как ременной привод Rotrex сразу же начинает нагнетать воздух в камеры сгорания. Затем вы получаете такие же мясистые средние обороты, как и у старого 911 Turbo, и, кроме того, прекрасный верхний предел на 7 000 об/мин классической плоской шестерки с естественным всасыванием и воздушным охлаждением.

Двигатель работает через пятиступенчатую механическую коробку передач G50 спецификации 964, тщательно восстановленную компанией Theon Design. Качество переключения ощущается гораздо более точным, чем у любой другой G50, которую я помню — даже у тех, которые я тестировал, когда они были новыми — а идеально расположенные и хорошо взвешенные педали делают переключения «с пятки на носок» легким бризом. BEL001 также является наглядным примером того, почему легкий автомобиль с широкоплечим двигателем не требует шести- или семиступенчатой коробки передач; третья передача — это все, что вам нужно, чтобы танцевать на этом Porsche по извилистой двухполосной дороге в темпе, который заставит современного водителя 911 двигаться следом.

Больший вес на передней оси, благодаря передней электрической системе кондиционирования воздуха, в сочетании с более жесткой конструкцией, благодаря передней распорке, плюс сложная реакция амортизаторов TracTive означают, что BEL001 ощущается как гораздо более связанный автомобиль, чем когда-либо был заводской Porsche 964 911. Передние шины больше прикусывают на начальном повороте, и хотя пуристы будут кричать, электроусилитель руля от Theon Design превосходен, не в последнюю очередь потому, что он откалиброван таким образом, чтобы соответствовать усилию, которое требовалось от старой системы без ассистента, поскольку она работала с шинами с меньшим пятном контакта.

Также здесь гораздо меньше постоянных «боб-боб-боб» спереди и «румба» сзади, которые так характерны для старых 911-х, что позволяет автомобилю чувствовать себя гораздо более собранным на менее чем идеальных дорогах. Тяга, конечно, есть, ее очень много благодаря весу двигателя над задней осью, но дифференциал ограниченного скольжения значительно облегчает поиск баланса шасси, когда вы переходите на мощность.

Стоит ли переделка 911 от Theon Design своих денег? Объективно, вы могли бы купить новый 911 GT3 RS, 911 Turbo S и 911 Carrera Cabrio, обеспечив себя современным 911 для любого настроения, и при этом иметь достаточно средств, чтобы построить гараж для их размещения. Но за что здесь приходится платить, так это за тщательное мастерство и потрясающее внимание к деталям. В эпоху, когда даже Ferraris и Lamborghinis выпускаются серийно, владение спортивным автомобилем ручной сборки — это нечто нового уровня. Посмотрите, сколько автомобилей Pagani и Konigsegg продали за семизначные суммы за последнее десятилетие.

Так что, в таком случае, да. Для серьезно состоятельных энтузиастов, которые хотят побаловать свою страсть к Порше с воздушным охлаждением, модель 911 от Theon Design стоит своих денег.